г. Москва, ул. Ильинка, д. 15 стр. 1
info@mka100.ru

Закон об агрегатах

Закон об агрегатах

Обсуждение Закона об «интернет-агрегаторах».

Роспотребнадзор ведет работу над законопроектом об «интернет-агрегаторах», его суть заключается в том, что владельцев сайтов или организаторов онлайн платформ, размещающих рекламу товаров и принимающих заявки от потребителей обяжут нести ответственность за ненадлежащее исполнение, заключенных сделок со стороны продавца.
Законодательная инициатива ориентирована на Директиву Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2011/83/ЕС, согласно которой все участники схемы продажи товаров, включая посредников, которые только предоставляют место на сайте, должны отвечать в случае возникновения проблем у потребителей.

На данном этапе работы над законопроектом его раскритиковало Минэкономразвития, эксперты которого соглашаясь с необходимостью регулировать данную деятельность, и отмечая рост сделок совершаемых потребителями через интернет магазины, считают, что в проекте не отражаются действенные механизмы ответственности, речь идет только о блокировке рекламы, а не материальной ответственности для агрегатора. При том уровне критики и характере замечаний, законопроект будет дорабатываться еще довольно долго.
Однако, в настоящий момент нельзя говорить, что проблема является белым пятном в законодательстве, согласно действующему законодательству отношения агрегатора, который платно размещает рекламу того или иного товара и являясь посредником в его приобретении, самого продавца и покупателя (потребителя) определяются как договор комиссии, при этом посредник несет ответственность за качество проданного товара и в целом за исполнение договора купли-продажи. Установление ответственности специальным законом или поправками в Закон «о защите прав потребителей» упростили бы правоприменительную практику, в связи с чем законодательная инициатива Роспотребнадзора должна приветствоваться. При этом следует отметить, что иски о взыскании убытков с агрегаторов, не является сейчас массовым явлением для российских судов, актуальность будет расти вместе с числом заключаемых сделок в секторе электронной коммерции.
На наш взгляд, основная проблема заключается в том, что в практическом плане потребителю интересно получить обратно деньги или заменить товар, при этом подавляющее большинство сервисов зарегистрированы в иностранных государствах и находятся вне российской юрисдикции. По данным статистики россияне в основном закупаются в китайских онлайн-магазинах. В связи с чем единственными эффективными мерами со стороны надзорных органов России будет только блокировка заведомо ложной рекламы и данных о недобросовестных продавцах, что не решает проблемы компенсации убытков.